Антидеградация » Статьи о вреде курения » Курильщики теряют два десятка лет жизни

Курильщики теряют два десятка лет жизни

Большинство людей не знает и не осознает вред табака: большой риск для здоровья, возможность заболеть тяжело и надолго и остаться инвалидом на всю жизнь. Люди уверены, что можно умереть от рака, но не от сигарет.

Энтузиастам антитабачной пропаганды казалось, что, как только люди узнают о пагубных последствиях табака и о цифрах медицинской статистики, многие одумаются и бросят курить.

Были обнародованы оглушительные цифры: от заболеваний, связанных с курением табака, каждые 6 секунд умирает один человек, а в год — 5 млн. человек; если не принять срочных мер, то к 2020 году табак будет убивать 10 млн человек в год. Курение объявили едва ли не главной причиной ранней смертности. Был введен новый показатель «потерянных лет жизни», который по рассчетам ВОЗ у курильщиков составляет 20−25 лет. То есть если человек начинает курить в подростковом возрасте и активно курит в течение 20 лет, то он умрет на 20−25 лет раньше тех, кто не баловался сигаретами. Врачи авторитетно заявляли, что активное и пассивное курение табака является одним из основных факторов риска развития заболеваний сосудов сердца, головного мозга, рака трахеи, бронхов и легких, хронических заболеваний легких. Но цифры оказались не самым убедительным доводом, чтобы бросить курить.

Грозные предостережения о вреде курения люди воспринимают как банальность и пропускают мимо ушей. Поэтому ВОЗ изменила стратегию. На табачную рекламу решили ответить мощной антитабачной. «Убедись лично» — таков девиз антитабачной кампании ВОЗ этого года. Не только говорить, но и наглядно показывать то, с чем приходится сталкиваться врачам. В прошлом году в ряде стран, например, в Канаде и Великобритании, 31 мая на улицах волонтеры-промоутеры предлагали прохожим специальную пачку сигарет, оформление которых заставляло брезгливо отдергивать руку и вызывало легкую тошноту. При виде расплывающегося мозга и почерневших зубов людей мутило, но в памяти успевали запечатлеться крупные буквы с пачки « Курение разрушает мозг» или «Табак вызывает болезни рта».

По данным ВОЗ после первого прошлогоднего опыта наглядной борьбы с курением в разных странах были получены следующие результаты:

— В Канаде 58 % курильщиков сказали, что предупреждения заставили их впервые задуматься о вреде курения;

— В Бразилии 67 % курильщиков сказали, что хотят бросить пагубную привычку;

— В Сингапуре 28 % курильщиков сказали, что предупреждения заставили их курить меньше и по крайней мере не курить при детях;

— В Таиланде 44 % курильщиков сказали, что собираются бросить курить в ближайшее время, а 53 % — что они впервые задумались о риске для здоровья.

В этом году власти Бразилии решили пойти дальше. Возможно, там в скором времени в продаже появятся сигареты в пачках с устрашающим оформлением.

В 2003 году на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения была принята Рамочная конвенция по борьбе с табаком, которая вступила в силу в 2005 году. Она стала первым международным договором по борьбе с табакокурением. Впервые правительства разных стран договорились вести скоординированные действия по охране здоровья людей, по сокращению размаха табачной эпидемии. Сейчас Рамочную конвенцию поддерживают 164 страны. Принимая условия договора, страны-участницы берут на себя обязательства в течение 3−5 лет:

— ввести запрет на рекламу и продвижение табачной продукции, а также на спонсорские акции с участием табачных компаний (за исключением тех государств, где такие меры противоречат конституции);

— помещать на пачках сигарет большие иллюстрированные предупреждения о вреде для здоровья;

— принять меры по защите некурящих от пассивного курения;

— повысить цены на табачные изделия;

— контролировать состав табачных изделий.

Исполнение этих условий на деле означает буквально следующее: нельзя будет курить в учреждениях, в общественных местах, даже рестораны и бары должны стать зоной, свободной от курения. Резко повысится цена на сигареты. Оформление пачек табачной продукции станет не столько дизайнерски удачным, сколько содержательно пугающим. Предупредительные надписи должны занимать не менее 30% фронтальной поверхности. Запрещаются сбивающие с толку определения «легкие», «мягкие», «с пониженным содержанием смолы».